Занимает достаточно почетное место в Ведах.
В таком известном памятнике индийской литературы, как «Ригведа», в его честь написано 10
гимнов. Перед ним преклонялись как перед носителем света и врачевателем. Его почитали
как небесного защитника, его считали всевидящим оком высшего разума. Основным
атрибутом бога является колесница, запряженная 7 жеребцами, которые олицетворяют лучи
солнца. О Сурье рассказывается во многих священных текстах, в том числе в «Махабхарате».
Божество входит в значительное число сюжетов.
Семья
Приходится Дьяусу (бог неба и небесного света) и Адити (высшее воплощение материнства)
сыном. Считается одним из братьев-адитьев. Сурья – отец Карны (воплощение доблести и
чести). В Пуранический период получил высокий статус в пантеоне. Его супругами стали
Самджна, Раджни, Прабха, Дьяю, Никшубха и Чхайя. В древних манускриптах упоминается
о следующих его детях: Яме, Шруташравасе, Шрутакармане, Ашвинау, Реванте, Вивасвате,
Ману, Ямуне, Тапати, Прабхате, Илапати и Пингалапати.
Иконография
В эпоху Средневековья его по-разному изображали на Севере и Юге Индостана. Так, на
Севере его рисовали экипированным в короткую одежду с роскошным поясом на талии, с
кинжалом в ножнах, заткнутым за пояс. Ноги его облачены в сапоги. На севере его считали
тем единственным божеством, которое носит обувь. Южане иллюстрировали его босым и
держащим в руках бутоны лотоса. Над короной Сурьи в X-XI столетиях красовалась маска,
являющаяся символом благоприятных сил. На некоторых картинках у божества темно-
красный цвет кожи, 3 глаза и 4 руки. В двух руках он держит лотос, третья означает жест
благословения, а четвертая поддерживает его адептов.
Имена
В раннюю ведическую эпоху Сурья представлял собой важного солнечного бога. В Ведах
можно найти на него ссылки, как на Савитри, Пусана, Бхагу, Вивашвата, Митру, Арьямана и
даже Вишну. Первые 4 имени используются в летописи чаще всего. Когда к Сурье
обращаются как к Савитри, то его считают родоначальником всего. В качестве Пусана он
насыщается плодотворной силой. Термин Бхага подразумевает, что он дарует богатство и
процветание. Если его называют Вивашватом, то это означает «первый совершивший
жертвоприношение и даровавший людям огонь».
Культ
В послеведийскую эру Сурья потерял свое могущество и стал локапалом, то есть хранителем
сторон света. Однако с середины I тысячелетия н.э. ему начинает поклоняться все большее
количество людей и значение Сурьи в результате заметно возросло. Скорее всего, этому
поспособствовало воздействие распространившегося на территории Ирана солнечного
культа Митры, с которым Савитри стал идентифицироваться. Приблизительно в это время в
Индии начали вводить храмовый культ божества, который был не характерен раннему
индуизму. С того периода стали возводиться многочисленные культовые строения в честь
Сурьи.
Места поклонения
Пожалуй, самым известным местом, в котором поклоняются божеству, является Храм
Солнца в Мультане (построен самым первым в честь этого бога, в настоящее время
разрушен). В Гуджарате со времен царствования династии Соланки до сегодняшнего дня
сохранилась посвященная Пусану пагода Модхера (строительство завершилось в 1026 году
при правителе Бхиме I). В Конараке (Орисса) при владыке Нарасимхе I из рода Ганга был
воздвигнут собор во имя Сурьи примерно в 1240 году. От Средних веков сохранился также

ряд вишнуитских построек, в которых Бхаге было отведено отдельное помещение. И даже
при семействе Пала, владеющим Восточной Индией, члены которого исповедовали буддизм
и были последним бастионом этой веры в Индии, изготавливались статуи с изображением
Сурьи, которого молили, чтобы он отвел от них различные заболевания и дурные сны.
Заключение
Людям, поклоняющимся небесному светиле, Вивашвата видится как главная и первая
причина бытия. С этой точки зрения свет, который большая часть верующих сравнивает с
богом, является им в образе Божественности. Именно Сурье принято поклоняться на
разнообразных пиршествах по случаю урожайности, поскольку паломники уверены, что этот
бог дарует жизнь и живому, и неживому.

Энергетические каналы

Существуют различные системы, изучающие природу человека, традиционные и эзотерические. Но все они, так или иначе, констатируют, что человек сложное существо.

Заказать звонок

Заполните форму ниже и нажмите
на кнопку "Отправить"