Вместе с Шивой и Вишну образует Тримурти, что
означает триединое божество. Брахму во многих случаях отождествляют с Праджапати.
Изображение
Кожа Питамаха багрового цвета, одет он в красное одеяние. У Брахмы по 4 головы, руки и
лика. Его головы декламируют Веды. Видхи зачастую изображают с бородой, что
олицетворяет непрерывную природу его бытия. Локеша не держит в руках оружие, как
многие другие божества индуистского пантеона. В одной из его рук находится жезл в форме
ковша, что сравнивается с пролитием гхи на святое пламя ведийских жертвоприношений и
показывает, что Брахма владеет яджнами. В другой руке Дхатри держит емкость с водой,
изготовленную из металла либо скорлупы ореха. Содержимое сосуда символизирует
первоначальный, всепоглощающий в себя эфир, из которого возникли начальные фрагменты
творения. В третьей руке у Брахмы молитвенные четки, которыми он пользуется с целью
вычисления вселенского времени. И в последней руке он держит или цветок лотоса, или
книги Вед.
Атрибуты
 Четыре руки, олицетворяющие все стороны света. Кроме того, руки представляют
Интеллект, Разум, Эго и Самоуверенность;
 Четки – это разнообразные физические субстанции, применяемые в ходе создания
мира;
 Книга Вед – олицетворяет знание;
 Золото – лик Вишвакарма указывает на его активную вовлеченность в сотворение
Вселенной;
 Лебедь – ни что иное, как способность отличать хорошее от плохого. Свайямбху
применяет эту птицу в качестве ездового существа;
 Корона – главенствующая власть бога во Вселенной;
 Лотос – означает естество всего живого и неживого в мире;
 Борода – как правило, седая либо черная, указывает на мудрость божества и
представляет собой бесконечный процесс сотворения;
 4 лика, головы и руки – это 4 Веды (Риг, Саму, Яджур и Атхарву).
Имена
Слово «Брахма», основываясь на санскритском корне «бхриг», имеет следующие значения:
«распространяться», «расширяться» и «крепчать».
У бога имеется немалое количество имен, ознакомимся с самыми известными. Если речь
идет о космосе, то Брахма – это Золотое Яйцо, своего рода пламенный шар, из которого
берет свое начало Вселенная. Так как созданные живые организмы происходят от него, его
имя Праджапати, то есть владыка потомков, хозяин сущего, первородный. Он патриарх и в
то же время Великий Отец – Питамаха.
Существуют и другие имена:
 Видхи (означает распорядитель);
 Локеша (властитель планет);
 Дхатри (помогающий);
 Вишвакарма (архитектор мира);
 Свайямбху (саморожденный);
 Тваштри (создатель);
 Локагуру (учитель каждого);
 Парамештхин (наивысший);

 Камаласана (сидящий на лотосе);
 Набхиджа (появившийся на свет из пупка);
 Канджа (рожденный в воде).
Примечательно, что Вишвакарман обращался к солнцу с того времени, как лучи небесного
светила начали позиционироваться как требуемое условие для жизни любого живого
существа, в том числе человека. В одном из многочисленных гимнов Ригведа считает
Творцом Праджапати. Вот по какой причине позже, когда Брахма стал представлять собой
Создателя, он начал приравниваться к Праджапати Ригведы.
Во многих религиозных текстах Сутр Праджапати и Брахма отождествляются. Согласно
Ригведе, Хиранья-гарбха является причиной Создания. Следовательно, Брахма – это и есть
Хиранья-гарбха.
Происхождение
В соответствии с «Махабхаратой», Брахма – это «раскрытый и скрытый, живой и неживой,
отличающийся от материального и иллюзорного, творец всего, он древний и неиссякаемый,
высочайший и благосклонный». Тваштри отождествлен с Вишну и Шивой.
У божества нет матери, поскольку его рождение произошло неестественным путем.
Локагуру появился на свет из цветка лотоса, пустившего свои корни в пупе Вишну в начале
сотворения физического мира. В пураническом мифе сказано, что саморожденный вышел из
воды, в которую Хари вложил собственное семя, впоследствии ставшее золотым яйцом. Из
этого космического зародыша и появился Брахма, получивший другое имя – Хираньягарбха.
Из оставшихся частей яйца была образована Вселенная. Рожденный в воде приходится
сыном Господствующему Существу Брахману и женской энергии, более известной как Майя
либо Пракрити.
Семья
Богиня знания и мудрости Сарасвати приходится Брахме женой.
Сарасвати представляет собой индийское название, которое дано женскому клону энергии
Парамештхина-Творца. Шакти Брахмы упоминается, как правило, покровительницей 64
искусств. Женская энергия – не что иное, как сила Творческой мысли, без которой
невозможен какой бы то ни был акт творения. Именно по этой причине Камаласана и
Сарасвати считаются креативной космической четой, единой и неразделенной, словно
творческий принцип или творческая энергия. Целостность этих двух аспектов имеет большое
значение. Когда устанавливают равенство между этими высокими идеалами, то
относительные факторы их взаимоотношений принимают абсолютное значение.
И Владыку потомков, и его супругу необходимо воображать золотистыми и лучезарными.
Подобно небесному светилу, божества испускают воодушевляющий, поэтический свет,
инициируя тем самым развитие и рост. Поддержка и неиссякаемая внутренняя мощь Брахмы
и его спутницы может оказать помощь в создании творческого прототипа своего бытия.
У Распорядителя посредством силы духа рождаются сыновья – Атри, Пуластья, Маричи,
Дакша, Крату, а также Ангирас, Бхригу и Пулаха. На молодых богов возложена роль
родоначальников божеств и людей. Последние появляются на свет вследствие инцеста
Брахмы с собственной дочерью, которая в индуистских манускриптах выступает под
разнообразными именами – Сандхья, Врахмани, Вач, Шатарупа и даже Сарасвати.
Интересный момент связан с шакти Брахмы – Савитри. После создания потомков Властитель
планет не получает радости и решает упростить свое пребывание во Вселенной. Так, он
порождает при помощи произнесения священного заклинания из половины своего тела
другое существо – богиню Гайятри.
Зачарованный ее красотой, Архитектор мира создает себе 4 лица. В таком случае он может
смотреть на богиню в любом положении. Обратив внимание на неутолимую страсть Брахмы,

Гайятри летит на небеса к братьям, а у ее поклонника образуется 5 лицо, которое обращено
вверх. После кровосмешения Шиве приходится отрубить Брахме пятую голову.
Места поклонения
Согласно мнению некоторых эзотериков, культ Брахмы набрал наибольшее число
последователей в период доведического индуизма. Однако позже его сместили с
лидирующей позиции культы Шивы и Вишну.
Невзирая на тот факт, что Саморожденный входит в состав Тримурти, его культ проигрывает
культам остальных богов даже в нынешнее время. На территории Индии находится
несколько посвященных Набхиджа религиозных строений, тогда как храмы в честь Вишну и
Шивы исчисляются десятками тысяч.
Хотя молитвы Сидящему на лотосе считаются неотъемлемой частью почти всех индуистских
обрядов, существует малое количество посвященных ему пагод. Наиболее значимым и
почитаемым считается храм Брахмы, расположенный в Пушкаре, что в Раджастхане.
Ежегодно при полнолунии такого лунного месяца, как Картика (выпадает на октябрь –
ноябрь), там проводят религиозный фестиваль во имя Брахмы. Тысячи богомольцев
приходят в это время для проведения ритуала омовения в свято чтимом озере Пушкар,
которое прилегает к храму.
Итак, самые известные места поклонения Брахмы находятся в штате Керала, деревне Нерур,
городе Кумбаконам, поселении Асотра, местечке Брахма-Кармали, городке Кхедбрахма и
деревне Кхокхан.
В культовом строении в Тирунавае в честь Рожденного в воде систематически проводятся
пуджи, а в период Навратри - грандиозные фестивали. Еще одна пагода Брахмы находится в
деревне Тирупаттур, что в штате Тамил-Наду. Здесь также находится самадхи философа и
знатока Вьякрапатхи.
Популярное мурти Канджа расположено в селении Мангалведха, что примерно в 50
километрах от Солапура. Храм в честь Первородного воздвигнут в местечке Калахасти,
которое относится к штату Андхра-Прадеш. Самый большой на земном шаре храм Брахмы
расположен в камбоджийском Ангкор-Вате.
Заключение
Брахма является источником и семенем всего живого. Божество представляет собой причину
творения и, одновременно, творца. В боге переплетаются бесконечность с беспредельностью.
От Брахмы берут свое начало время, пространство и причинность, откуда образуются формы
и имена.

Энергетические каналы

Существуют различные системы, изучающие природу человека, традиционные и эзотерические. Но все они, так или иначе, констатируют, что человек сложное существо.

Заказать звонок

Заполните форму ниже и нажмите
на кнопку "Отправить"